четверг, 27 мая 2010 г.

Седых Дарина 6 класс Школа № 113

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать? Потому что где-то и сейчас рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.
Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?
Многое!
Свои впечатления о детских годах, совпавших с военной порой и рассказала моя прабабушка бабушке и маме, а они её рассказ донесли до меня. Вот, как вспоминала своё детство моя прабабушка – Евдокия Матвеевна:

«из счастливого детства я шагнула в смерть…

Началась война. Отец остался на оккупированной территории по заданию партии, но дома он не жил: его у нас в местечке знали все. Если мы ночью слышали стук в дверь – не тот осторожный, о котором условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать сердце: это фашисты или полицейские, опять будут допытываться об отце.
Я забиралась в самый тёмный угол на нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть.
Как-то поздно ночью пришёл отец. Первой услышала его я и позвала бабушку. Отец был холодный, а я пылала жаром, у меня была тифозная горячка. Он сидит возле меня и не может уйти.
Через несколько часов, как он пришёл в дверь постучали. Отец даже кожух не успел накинуть, в дом вломились каратели. Вытолкнули его на улицу. Отец протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним по снегу до самой речки и кричала: «Папочка, папочка!». Дома причитала бабушка: «Где же Бог, куда он прячется?»
Бабушка не смогла пережить такое горе. Плакала всё тише и тише и через две недели умерла ночью на печке, а рядом спала я и обнимала её мёртвую. В доме никого больше не осталось».
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длинной в целую войну.

Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий